Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблемы детства постепенно приобретают общегосударственные масштабы, имеют общенациональный характер, свидетельствуют о том, что сфера детства находится в кризисном состоянии. В настоящее время положение детей в современной России – один из самых печальных итогов проводимых в стране реформ, в результате которых сфера детства оказалась самой пострадавшей: увеличивается число социальных сирот, растет преступность несовершеннолетних.
Актуальность проблемы исследования определяется правовой неурегулированностью понятия «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». В существующих нормативных актах, регламентирующих отношения по социальной защите детей, в общих чертах выделяют группу детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, но четких критериев как определить эту ситуацию нет. Некоторые специалисты относят к этой группе только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и это понятно, ведь в законодательстве правовой статус этих групп детей определен четко. Но практика работы правозащитных организаций, органов опеки, отделов по делам несовершеннолетних ОВД показывает, что трудной жизненной ситуацией может быть и проживание ребенка в полной семье. Поэтому и предпринимаются учеными-правоведами попытки очертить более широкий круг признаков «трудной жизненной ситуации».
При этом несмотря на то, что в настоящее время общество и государство в большей степени обращает внимание на проблему сиротства, но материальное и психолого-педагогическое решение этой уже известной проблемы еще далеко от совершенства.
Объектом исследования выступают правовые и общественные отношения в сфере социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предметом исследования выступают нормативные акты, регламентирующие процесс социальной поддержки и защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Целью данной работы является анализ правовой базы и основных направлений социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- определить конституционные основы защиты прав ребенка в России;
- проанализировать правовой статус детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- изучить федеральное и региональное законодательство по вопросам обеспечения жильем детей-сирот;
- описать льготы и выплаты детям находящимся в трудной жизненной ситуации.
Методологическую основу настоящего исследования составил системный метод анализа. В ходе исследования были использованы также такие научные методы как сравнительно-правовой и структурно-функциональный. Исследование нормативной правовой базы проводилось с использованием методов логического и семантического анализа.
Курсовая работа написана с использованием научной и учебной литературы по теме исследования, а также нормативных правовых актов, материалов судебной и правоприменительной практики
Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
1. Правовые основы защиты прав ребенка в России
1.1. Конституционные основы защиты прав ребенка в России
В настоящее время ситуация в сфере детства и меры по ее улучшению являются важнейшими вопросами в государственной политике России. Стратегическими ориентирами семейной политики государства являются повышение в общественном сознании ценности семейного благополучия и детей, социальная поддержка семей с детьми.
Основы семейной политики современной России были заложены в начале 90-х годов прошлого столетия. Главные положения государственной семейной политики отражены в Гражданском и Семейном кодексах РФ, в Федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» , «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» , «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» , «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , «Об опеке и попечительстве» , «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и др.
В последние годы продолжает осуществляться широкий спектр мер государственной политики в интересах детей. Утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» . Реализуются приоритетные национальные проекты «Образование» и «Здоровье», инициатива Президента России «Наша новая школа». В 2008 году создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации . Продолжает совершенствоваться законодательство в интересах детей.
Сложился в самостоятельную структуру институт Уполномоченных по правам ребенка: во всех субъектах Федерации назначен и работает детский защитник. Для профессионального роста детских омбудсменов федеральным Уполномоченным ежегодно проводятся различные региональные и общероссийские мероприятия. В Российском государственном гуманитарном университете организован специальный курс повышения квалификации Уполномоченных по правам ребенка.
Но, несмотря на позитивные тенденции в демографической сфере последних лет, Россия стоит на пороге серьезных угроз, связанных с последствиями демографического спада 90-х годов. Необходимо принятие более действенных мер. Поэтому по поручению Президента Российской Федерации был разработан стратегически важный Национальный план действий в интересах детей до 2017 года .
Основными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в России в проекте Национального плана обозначены:
- ребенок и семья, повышение качества жизни семей с детьми; улучшение жилищных условий семей с детьми; реализация прав ребенка на жилье;
- обеспечение семейного обустройства детей, оставшихся без попечения родителей; охрана здоровья детей;
- медицинская помощь женщинам и детям; образование как основа для получения конкурентно устойчивых профессий;
- обеспечение качественного питания детей в образовательных учреждениях;
- улучшение социализации и интеграции в общество детей-инвалидов; место культуры в воспитании детей;
- совершенствование духовно-нравственного и творческого развития детей, подростков и юношества;
- организация детского досуга и отдыха; повсеместное обеспечение доступа к занятиям физической культурой и спортом;
- профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних; профилактика алкоголизма и наркомании;
- создание необходимых условий для жизни, образования и культурного развития детей иммигрантов;
- профилактика всех форм насилия и преступлений против детей .
Таким образом, государство в интересах детей проводит определенную политику, направленную на осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение дискриминации и восстановление нарушенных прав ребенка; формирование правовых основ гарантий прав детей; содействие всестороннему развитию детей.
1.2. Правовой статус детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Современный мир крайне нестабилен и полон перемен, и значительная часть детей по тем или иным причинам попадает в сложные жизненные ситуации. Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ребенка являются:
1. Плохие материальные условия жизни семьи
2.Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье
3.Неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми
4. Жестокое обращение с детьми
5. Алкоголизм, наркомания .
Фрагмент для ознакомления
3
I Нормативно-правовые акты
1. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
3. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
4. Федеральный закон от 24.07.1998г. №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 03.12.2011г.) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
5. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
7. Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 599 «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки» //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
8. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» // Собр. законодательства РФ. – 2012. – № 23. – Ст. 2994. //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
9. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996г. №861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях» //Документ утратил силу
10. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы» от 21.03.2007г. №172 (с изменениями и дополнениями) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
11. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
12. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 15-2/10/2-3461 «О направлении Методических рекомендаций "Организация трехуровневой системы медико-социальной помощи детям в трудной жизненной ситуации"» //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
13. Письмо Министерства образования РФ «О социальной поддержке детей-инвалидов» от 03.04.2000г. №14-52-246 ин/13 //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
14. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 07.05.1999г. № 682/-12//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
15. Письмо Министерства России от 27.06.2003 №28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
16. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы» от 7 февраля 2011г. №163-р. //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
17. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2011-2012 годах» от 5 мая 2011г. №47 //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
II Научная литература
18. Бондаренко А. Б. Насилие и права человека сегодня // Вестн. МГУ. – Сер. 7. – Философия. – 2002. – № 6.
19. Борченко К.Д., Антилова Е.С. Социальная поддержка семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации//В сборнике: Актуальные аспекты развития современной науки. Сборник научных статей Международной научной конференции. Редколлегия: С.И. Ашмарина, А.В. Павлова [и др.]. 2019. С. 283-288.
20. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2018. - 510 с/
21. Дети в трудной жизненной ситуации: доступность услуг учреждений социальной инфраструктуры. Доклад Фонда поддержки детей — М. Издательство «Перо», 2020
22. Коренков Д.В. Правовой анализ государственных пособий гражданам, имеющих детей // Аллея науки. - 2018. - Т. 6. - № 5 (21). - С. 838-841/
23. Право социального обеспечения России и зарубежных стран : учеб. пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Ю.П. Орловского; отв. ред. М.О. Буянова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 205 с.
24. Фейгина А.Я., Авдеева В.П., Одинокова В.А., Русакова М.М. Сети социальной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации//Петербургская социология сегодня. 2020. № 13-14. С. 86-107.
25. Харлова Е.Л., Беккер О.М. Методические рекомендации по разработке моделей вовлечения в систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 2019
26. Хужин А.М. Семейное право: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.А. Демичева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. - 301 с
27. Ягупова М.Н. Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации//Социосфера. 2020. № 1. С. 98-101.
III Интернет –ресурсы
28. Андрусяк Н.Ю., Бурилкина С.А., Запьянцева А.А., Мазанникова Л.С., Потрикеева О.Л. Социальная поддержка семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронное издание] / Магнитогорск, 2017.
29. Федеральный банк о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.usynovite.rU/statistics/2014/5